Наш телефон:

+38 (063) 139 6885Пн.-Пт. с 9 до 21

ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ С ПОДРАЖАНИЕМ ПЕЧАТНОМУ ШРИФТУ.

ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ. Подражание печатному шрифту — один из способов иска­жения собственного почерка, заключающийся в искажении путем  сознательного изменения строения письменных зна­ков — скорописного на печатное.

Под печатным шрифтом в данном случае понимается произвольно выбранный пишущим шрифт, который по конфигурации приближается к шрифтам, применяемым в печатном деле.

Специфика состоит в том, что в данном случае, во-пер­вых, имеется ряд моментов, затрудняющих идентификацию, во-вторых, существует комплекс признаков почерка, приме­няемых только при изучении текстов, выполненных с подра­жанием печатному шрифту. Помимо этого, наблюдается особен­ность в количестве стадий исследования и в последователь­ности раздельного исследования почерка.

Причины, затрудняющие идентификацию исполнителя текста, выполненного с подражанием печатному шрифту.

В результате изучения одного из признаков почерка, определяющих общее строение его, а именно шрифта, которым выполнен исследуемый текст, установлено, что больше воз­можностей для идентификации дает скорописный шрифт. В нем вследствие упрощения и убыстрения процесса письма наблю­дается большое количество особенностей написания отдельных букв и  их частей, обусловленных характерными для опреде­ленного человека навыками письма. Меньше всего таких особенностей наблюдается при выполнении текста с подража­нием печатному шрифту, что затрудняет исследование подоб­ного рода рукописей и ограничивает возможности идентифика­ции по ним исполнителя. Это может быть объяснено прямо­линейностью штрихов, составляющих буквы, медленным темпов исполнителя и отсутствием связности.

Рассмотрим более подробно обстоятельства, затрудняю­щие возможности идентификации лица по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту.

  1. Согласно стандартным образцам письменные знаки печатной формы состоят в большинстве своем из прямолиней­ных штрихов, что находится в полном соответствии с движе­ниями, которыми выполняются такие знаки. Однако как пока­зывает экспертная практика, наибольшее количество особен­ностей, обусловленных навыками письма, содержится в штри­хах букв, выполненных сложными связными движениями, В таких же прямолинейных, исполненных однотипными разоб­щенными движениями, наблюдается значительно меньше иденти­фикационных признаков почерка, пригодных для проведения сравнительного исследования. Это существенно ограничивает возможность идентификации исполнителя по текстам, выполнен­ным с подражанием печатному шрифту»
  2. Тексты с подражанием печатному шрифту, как правило, исполняются в медленном темпе. В связи с этим в штрихах отсутствуют признаки почерка, являющиеся следствием авто­матизированных быстрых движений. В большинстве случаев не наблюдаются так называемые «рефлекторные» штрихи, указы­вающие на направление движения, характеризующие способы начала и окончания движения, способы соединения элементов при написании отдельных письменных знаков. Кроме того, медленный темп исполнения в сочетании с изменением строе­ния письменного знака позволяет пишущему контролировать свои движения, избегая привычных особенностей исполнения знаков, характеризующих его обычный почерк. Следовательно, медленный темп исполнения усложняет идентификацию исполни­теля текста.
  3. Отсутствие связности в текстах, выполненных с под­ражанием печатному шрифту, приводит к утрате целого комп­лекса частных признаков почерка. Известно, что штрихи, соединяющие элементы букв между собой и буквы в словах и определяющие виды соединений в почерке, отсутствуют в ру­кописях, выполненных с подражанием печатному шрифту. Объяс­няется это тем, что движения при выполнении такого рода текстов в большинстве случаев разрозненные, отрывистые. Последнее обусловлено строением печатных букв.

Таким образом, сложность идентификации обусловлена, с одной стороны, недостаточным количеством признаков печат­ного почерка вследствие простоты конструкции букв печатной формы, выполненных прямолинейными движениями; с другой — утратой устойчивых признаков обычного почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, что связано с медленным темпом и отсутствием связности.

Признаки, составляющие основу идентификации при исследовании текстов, выполненных с под­ражанием печатному шрифту

В результате изучения текстов, выполненных различны­ми лицами с подражанием печатному шрифту установлено, что в большинстве случаев в рукописях конкретного лица прояв­ляются две группы признаков почерка. Эти признаки в своей совокупности и являются основой идентификации в данном случае.

Первую группу составляют признаки почерка, появившие­ся в рукописях в результате изменения общего строения письменного знака при письме с подражанием печатному шриф­ту, то есть признаки печатного почерка, сознательно внесен­ные и закрепленные при тренировке. Ко второй группе отно­сятся признаки обычного почерка, сохранившиеся вследствие их устойчивости при письме с подражанием печатному шрифту.

Так как процесс сравнительного исследования любой из указанных групп признаков почерка содержит специфические особенности, необходимо более подробно рассмотреть эти признаки.

Каждому человеку свойствен особый комплекс общих и частных признаков почерка, проявляющийся только в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, и который определяет так называемый «печатный» почерк данного лица.

Выводы делаются на основании изучения текстов, выпол­ненных с подражанием печатному шрифту без намеренного иска­жения собственного почерка.

В особый комплекс входят самостоятельные признаки почерка, по своему содержанию отличные от признаков скоро­писного почерка и присущие определенному лицу лишь при письме с подражанием печатному шрифту.

Известно, что строение письменных знаков при письме с подражанием печатному шрифту пишущий, как правило, выби­рает произвольно. Соответствие их печатным образцам зави­сит от точности подражания буквам печатного образца и от степени навыка к письму с подражанием печатному шрифту. Наличие в письменных знаках признаков, могущих быть испо­льзованными в процессе идентификации, обусловлено степенью соответствия письменных знаков печатным образцам: чем больше отклонений от образца, тем больше индивидуальных признаков в рукописи.

Точное подражание форме знаков печатного образца со­кращает возможности идентификации исполнителя по написан­ному им тексту, так как при подражании стандартным формам письменных знаков изменяются привычные движения при письме, в связи с чем утрачивается большое количество идентифика­ционных признаков почерка.

В письменных знаках печатной формы, отличных по стро­ению от скорописных, частные признаки почерка претерпевают значительные изменения, изменяется их характеристика. Это приводит к появлению новых признаков, свойственных данному лицу только при письме с подражанием печатному шрифту, что объясняется изменением общего строения письменного знака.

Например, в скорописных вариантах буквы «т», «ш» признак «способ связывания элементов» определяется направ­лением движений при написании названной буквы. В этой же букве, выполненной с подражанием печатному шрифту, «способ связывания элементов» характеризуется взаимным расположением элементов. Таким образом, характеристика /содержание/ признака почерка изменилась вследствие изменения общего строения письменного знака. Иначе говоря, появился новый признак, не свойственный данному лицу при письме скорописью.

Сравнение такого рода признаков почерка возможно толь­ко по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту.

Факторы, влияющие на формирование почерка при письме с подражанием печатному шрифту.

На формирование почерка с подражанием печатному шрифту оказывают влияние следующие факторы.

  1. Общая степень выработанности обычного почерка чело­века. Она существенно отражается на формировании почерка с подражанием печатному шрифту, является основой его форми­рования, так как ранее приобретенный навык письма дает возможность писать высоко координированными движениями и в достаточно быстром темпе даже в случаях намеренного изме­нения общего строения письменного знака. Высокая степень выработанности обычного почерка облегчает формирование «печатного» почерка.
  1. На формирование «печатного почерка» влияет и способ подражания. Подражание может быть осуществлено двумя спо­собами: по памяти и при наличии стандартных образцов печатного шрифта.

При выполнении текста по памяти, то есть в соответст­вии с теми образцами форм печатных письменных знаков, ко­торые были запечатлены в памяти пишущего в процессе чтения, когда его внимание не фиксировалось на особенностях строе­ния отдельных букв, в рукописях возникает много индивиду­альных особенностей. Они являются результатом отклонений от стандартных форм букв, которые могут быть использованы при сравнении как признаки почерка, и, таким образом, облегчают возможность идентификации. В связи с этим в большинстве случаев у лиц, формирование «печатного» почер­ка которых осуществлялось в процессе подражания по памяти, наблюдается замена строчных печатных букв «а», «б», «е» буквами “А», «Б», “Е», соответствующими по конфигурации  печатным прописным, но меньшими по размеру. Это может быть объяснено двумя причинами: во-первых, тем, что указанные строчные буквы более сложны по своему  строению для напи­сания, во-вторых, тем, что в памяти человека недостаточно точно фиксируется различные в начертании строчных и про­писных букв.

Если человек, выполняя текст с подражанием печатному шрифту, строго подражает имеющимся у него образцам стан­дартного печатного шрифта, выполняет все требования, отно­сящиеся к строению письменных знаков, то в тексте проявля­ется очень мало индивидуальных особенностей. Это ограничи­вает возможность идентификации лица по рукописям подобного рода.

На основании изложенного можно сделать вывод, что идентификационная совокупность признаков в сформировавшем­ся «печатном» почерке зависит от точности подражания.

На образование почерка с подражанием печатному шрифту оказывает влияние также степень тренировки.

При тренировке в письме с подражанием печатному шрифту вырабатываются навыки, образуются устойчивые формы печатных знаков, свойственные определенному лицу. Обычно это сопря­жено с некоторым отступлением от стандартных образцов.

В результате нарушения общепринятых стандартных форм букв при письме с подражанием печатному шрифту в тексте проявляется много особенностей, которые с течением времени в результате дальнейшей тренировки становятся устойчивыми и могут явиться ценными идентификационными признаками в процессе сравнительного исследования. Чем больше у человека тренировка в письме с подражанием печатному шрифту, тем более устойчивы признаки почерка, входящие в идентифика­ционную совокупность, определяющую «печатный» почерк.

Вторую группу признаков, являющихся основой идентифи­кации исполнителя по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту, составляют признаки обычного почерка конкретного лица, которые в силу их устойчивости прояви­лись в «печатном» тексте. Эти признаки обычного почерка человека, свойственные его скорописи и сохранившиеся, поми­мо воли пишущего, в текстах, выполненных с подражанием пе­чатному шрифту, именуются «элементами скорописи».

Как показало обобщение экспертной практики элементы скорописи преимущественно проявляются в частях букв, выпол­ненных округлыми движениями.

Признаки почерка, свойственные определенному лицу при выполнении текстов в процессе скорописи, наиболее часто проявляются в рукописях, выполненных с подражанием печатно­му шрифту, в буквах, которые по своему строению близки к скорописным или прописным, например: о, р, й, з, к, н, с, у, ф, х, ш, щ, э, ю. Наименьшее проявление элементов скорописи наблюдается в буквах, различных по строению, например:

Элементы скорописи мо­гут проявляться в любых письменных знаках печатной формы независимо  от степени сложности их строения. Признаки скорописного почерка в большинстве случаев проявляются, во-первых, в отдельных частях письменных знаков, сходных по начертанию со скорописными;  во-вторых, в частях зна­ков, которые не входят конструктивно в строение буквы, поэтому при их выполнении за движениями руки нет надлежа­щего контроля  /например, знак краткости над «й», подстроч­ные и надстрочные штрихи над буквами «т» и «ш», знаки препинания/.

Комплекс букв, в которых проявляются элементы скорописи, может, быть определен для каждого конкретного лица. Он является устойчивым и может считаться самостоя­тельным признаком, используемым в процессе сравнительного исследования.

Так, при обобщении экспериментального материала установлено, что элементы скорописи в виде признака почер­ка «направление движений при написании отдельных букв» проявились у одного лица при написании им букв: «Ж», «Я», /»Ц», «Щ»,  у другого — при написании букв «й», «О», «Я»; элементы скорописи в виде признака «способ начала и окон­чания букв и их частей» проявились у одного лица при напи­сании им букв «й», «Г», у другого — букв «с», «О», «Л».

При сохранении элементов скорописи в текстах, выпол­ненных с подражанием печатному шрифту, сравнение произво­дят с образцами почерка скорописного, с учетом фактора сознательного изменения общего строения письменного знака.

В связи с тем, что наличие в исследуемых «печатных» текстах элементов скорописи существенно влияет на иденти­фикацию исполнителя, следует подробно рассмотреть условия, влияющие на проявление признаков обычного почерка в текс­тах, выполненных с подражанием печатному шрифту.

При выяснении вопроса о сохранении признаков обычного почерка человека, в случаях выполнения им текстов с подра­жанием печатному шрифту, необходимо остановиться на усло­виях исполнения таких текстов, то есть на условиях, влияющих на возможность сохранения /проявления в рукописях/ этих признаков.

Такими условиями являются: во-первых, темп исполне­ния рукописи с подражанием печатное шрифту, во-вторых, степень овладения письмом с подражанием печатному шрифту.

Установлено, что степень проявления элементов скоро­писи находится в прямой зависимости от темпа, в котором выполняется рукопись.

Привычный темп исполнения текстов скорописью является более быстрым, чем при выполнении того же текста с подра­жанием печатному шрифту. Это объясняется тем, что строение букв скорописных приспособлено для беглого автоматизирован­ного письма.

В случае, если человек пишет с подражанием печатному шрифту замедленно, он, сознательно изменяя общее строение письменных знаков, в состоянии контролировать свои движе­ния при выполнении отдельных букв.

Сознательный контроль за движениями, которыми выпол­няются письменные знаки с подражанием печатному шрифту, оказывает огромное влияние  на возможность идентификации лица по рукописным текстам. Человек, следя за своими дви­жениями при выполнении букв, не допускает проявления при­вычных для него движений. Строгий контроль за движениями при письме проявляется обычно в выдержанности принятых при письме печатных форм букв, на протяжении всей рукописи.

Практика показывает, что контроль обычно ослабевает в результате утомления или убыстрения темпа.

При утомлении пишущий начинает воспроизводить знаки движениями, на которые затрачивается меньше энергии, то есть он возвращается к привычным движениям, что ведет к проявлению признаков, присущих обычному неизмененному по­черку данного лица — элементов скорописи.

При убыстрении темпа, переходя к привычному темпу письма с подражанием печатному шрифту, человек частично утрачивает возможность сознательного контроля, и поэтому в рукописи проявляются элементы обычного почерка. Навык одерживает верх над сознательным контролем. Вот почему в буквах и их элементах начинают проявляться особенности отдельных движений, свойственных данному лицу при письме скорописью в виде определенных признаков почерка, исполь­зуемых в процессе идентификации.

В случаях превышения привычного темпа при выполнении текстов с подражанием печатному шрифту в рукописи наблю­даются более значительные изменения:

— появляются элементы букв, выполненные округлыми движениями, характерными для скорописи;

— встречаются соединенные элементы в буквам, в неко­торых случаях соединяются даже буквы в отдельных словах, что является результатом выполнения букв и их частей в один прием без отрыва пишущего прибора от бумаги;

— появляются неточные соединения элементов в отдель­ных буквах в тех случаях, когда при убыстрении темпа пишу­щий все же сохраняет определенную конфигурацию букв с под­ражанием печатному шрифту;

— наблюдается утрата некоторых деталей письменных знаков, выполненных с подражанием печатному шрифту;

— наблюдается замена букв сложной конструкции буквами более простого строение.

Вторым условием, влияющим на проявление признаков обыч­ного почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, является степень овладения письмом с подражанием печатному шрифту.

Она зависит от способности пишущего, тренировки и вида подражания. Чем выше степень овладения письмом с подража­нием печатному шрифту, тем точнее воспроизводятся формы печатных знаков, тем меньше возможностей для проявления элементов скорописи.

На проявление в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, признаков почерка, свойственных скоропи­си определенного лица, влияет также устойчивость самих признаков почерка.

Доказано, что самые устойчивые двигательные навыки, выраженные в отдельных частных признаках почерка, прояв­ляются во всех рукописных текстах этого лица независимо от принятого им способа искажения собственного почерка.

ЕСЛИ ВАМ НЕОБХОДИМО ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ ЗВОНИТЕ НАМ.

Оставить комментарий