ИССЛЕДОВАНИЯ РУКОПИСНЫХ ТЕКСТОВ. Подражание печатному шрифту — один из способов искажения собственного почерка, заключающийся в искажении путем сознательного изменения строения письменных знаков — скорописного на печатное.
Под печатным шрифтом в данном случае понимается произвольно выбранный пишущим шрифт, который по конфигурации приближается к шрифтам, применяемым в печатном деле.
Специфика состоит в том, что в данном случае, во-первых, имеется ряд моментов, затрудняющих идентификацию, во-вторых, существует комплекс признаков почерка, применяемых только при изучении текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту. Помимо этого, наблюдается особенность в количестве стадий исследования и в последовательности раздельного исследования почерка.
Причины, затрудняющие идентификацию исполнителя текста, выполненного с подражанием печатному шрифту.
В результате изучения одного из признаков почерка, определяющих общее строение его, а именно шрифта, которым выполнен исследуемый текст, установлено, что больше возможностей для идентификации дает скорописный шрифт. В нем вследствие упрощения и убыстрения процесса письма наблюдается большое количество особенностей написания отдельных букв и их частей, обусловленных характерными для определенного человека навыками письма. Меньше всего таких особенностей наблюдается при выполнении текста с подражанием печатному шрифту, что затрудняет исследование подобного рода рукописей и ограничивает возможности идентификации по ним исполнителя. Это может быть объяснено прямолинейностью штрихов, составляющих буквы, медленным темпов исполнителя и отсутствием связности.
Рассмотрим более подробно обстоятельства, затрудняющие возможности идентификации лица по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту.
- Согласно стандартным образцам письменные знаки печатной формы состоят в большинстве своем из прямолинейных штрихов, что находится в полном соответствии с движениями, которыми выполняются такие знаки. Однако как показывает экспертная практика, наибольшее количество особенностей, обусловленных навыками письма, содержится в штрихах букв, выполненных сложными связными движениями, В таких же прямолинейных, исполненных однотипными разобщенными движениями, наблюдается значительно меньше идентификационных признаков почерка, пригодных для проведения сравнительного исследования. Это существенно ограничивает возможность идентификации исполнителя по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту»
- Тексты с подражанием печатному шрифту, как правило, исполняются в медленном темпе. В связи с этим в штрихах отсутствуют признаки почерка, являющиеся следствием автоматизированных быстрых движений. В большинстве случаев не наблюдаются так называемые «рефлекторные» штрихи, указывающие на направление движения, характеризующие способы начала и окончания движения, способы соединения элементов при написании отдельных письменных знаков. Кроме того, медленный темп исполнения в сочетании с изменением строения письменного знака позволяет пишущему контролировать свои движения, избегая привычных особенностей исполнения знаков, характеризующих его обычный почерк. Следовательно, медленный темп исполнения усложняет идентификацию исполнителя текста.
- Отсутствие связности в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, приводит к утрате целого комплекса частных признаков почерка. Известно, что штрихи, соединяющие элементы букв между собой и буквы в словах и определяющие виды соединений в почерке, отсутствуют в рукописях, выполненных с подражанием печатному шрифту. Объясняется это тем, что движения при выполнении такого рода текстов в большинстве случаев разрозненные, отрывистые. Последнее обусловлено строением печатных букв.
Таким образом, сложность идентификации обусловлена, с одной стороны, недостаточным количеством признаков печатного почерка вследствие простоты конструкции букв печатной формы, выполненных прямолинейными движениями; с другой — утратой устойчивых признаков обычного почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, что связано с медленным темпом и отсутствием связности.
Признаки, составляющие основу идентификации при исследовании текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту
В результате изучения текстов, выполненных различными лицами с подражанием печатному шрифту установлено, что в большинстве случаев в рукописях конкретного лица проявляются две группы признаков почерка. Эти признаки в своей совокупности и являются основой идентификации в данном случае.
Первую группу составляют признаки почерка, появившиеся в рукописях в результате изменения общего строения письменного знака при письме с подражанием печатному шрифту, то есть признаки печатного почерка, сознательно внесенные и закрепленные при тренировке. Ко второй группе относятся признаки обычного почерка, сохранившиеся вследствие их устойчивости при письме с подражанием печатному шрифту.
Так как процесс сравнительного исследования любой из указанных групп признаков почерка содержит специфические особенности, необходимо более подробно рассмотреть эти признаки.
Каждому человеку свойствен особый комплекс общих и частных признаков почерка, проявляющийся только в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, и который определяет так называемый «печатный» почерк данного лица.
Выводы делаются на основании изучения текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту без намеренного искажения собственного почерка.
В особый комплекс входят самостоятельные признаки почерка, по своему содержанию отличные от признаков скорописного почерка и присущие определенному лицу лишь при письме с подражанием печатному шрифту.
Известно, что строение письменных знаков при письме с подражанием печатному шрифту пишущий, как правило, выбирает произвольно. Соответствие их печатным образцам зависит от точности подражания буквам печатного образца и от степени навыка к письму с подражанием печатному шрифту. Наличие в письменных знаках признаков, могущих быть использованными в процессе идентификации, обусловлено степенью соответствия письменных знаков печатным образцам: чем больше отклонений от образца, тем больше индивидуальных признаков в рукописи.
Точное подражание форме знаков печатного образца сокращает возможности идентификации исполнителя по написанному им тексту, так как при подражании стандартным формам письменных знаков изменяются привычные движения при письме, в связи с чем утрачивается большое количество идентификационных признаков почерка.
В письменных знаках печатной формы, отличных по строению от скорописных, частные признаки почерка претерпевают значительные изменения, изменяется их характеристика. Это приводит к появлению новых признаков, свойственных данному лицу только при письме с подражанием печатному шрифту, что объясняется изменением общего строения письменного знака.
Например, в скорописных вариантах буквы «т», «ш» признак «способ связывания элементов» определяется направлением движений при написании названной буквы. В этой же букве, выполненной с подражанием печатному шрифту, «способ связывания элементов» характеризуется взаимным расположением элементов. Таким образом, характеристика /содержание/ признака почерка изменилась вследствие изменения общего строения письменного знака. Иначе говоря, появился новый признак, не свойственный данному лицу при письме скорописью.
Сравнение такого рода признаков почерка возможно только по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту.
Факторы, влияющие на формирование почерка при письме с подражанием печатному шрифту.
На формирование почерка с подражанием печатному шрифту оказывают влияние следующие факторы.
- Общая степень выработанности обычного почерка человека. Она существенно отражается на формировании почерка с подражанием печатному шрифту, является основой его формирования, так как ранее приобретенный навык письма дает возможность писать высоко координированными движениями и в достаточно быстром темпе даже в случаях намеренного изменения общего строения письменного знака. Высокая степень выработанности обычного почерка облегчает формирование «печатного» почерка.
- На формирование «печатного почерка» влияет и способ подражания. Подражание может быть осуществлено двумя способами: по памяти и при наличии стандартных образцов печатного шрифта.
При выполнении текста по памяти, то есть в соответствии с теми образцами форм печатных письменных знаков, которые были запечатлены в памяти пишущего в процессе чтения, когда его внимание не фиксировалось на особенностях строения отдельных букв, в рукописях возникает много индивидуальных особенностей. Они являются результатом отклонений от стандартных форм букв, которые могут быть использованы при сравнении как признаки почерка, и, таким образом, облегчают возможность идентификации. В связи с этим в большинстве случаев у лиц, формирование «печатного» почерка которых осуществлялось в процессе подражания по памяти, наблюдается замена строчных печатных букв «а», «б», «е» буквами “А», «Б», “Е», соответствующими по конфигурации печатным прописным, но меньшими по размеру. Это может быть объяснено двумя причинами: во-первых, тем, что указанные строчные буквы более сложны по своему строению для написания, во-вторых, тем, что в памяти человека недостаточно точно фиксируется различные в начертании строчных и прописных букв.
Если человек, выполняя текст с подражанием печатному шрифту, строго подражает имеющимся у него образцам стандартного печатного шрифта, выполняет все требования, относящиеся к строению письменных знаков, то в тексте проявляется очень мало индивидуальных особенностей. Это ограничивает возможность идентификации лица по рукописям подобного рода.
На основании изложенного можно сделать вывод, что идентификационная совокупность признаков в сформировавшемся «печатном» почерке зависит от точности подражания.
На образование почерка с подражанием печатному шрифту оказывает влияние также степень тренировки.
При тренировке в письме с подражанием печатному шрифту вырабатываются навыки, образуются устойчивые формы печатных знаков, свойственные определенному лицу. Обычно это сопряжено с некоторым отступлением от стандартных образцов.
В результате нарушения общепринятых стандартных форм букв при письме с подражанием печатному шрифту в тексте проявляется много особенностей, которые с течением времени в результате дальнейшей тренировки становятся устойчивыми и могут явиться ценными идентификационными признаками в процессе сравнительного исследования. Чем больше у человека тренировка в письме с подражанием печатному шрифту, тем более устойчивы признаки почерка, входящие в идентификационную совокупность, определяющую «печатный» почерк.
Вторую группу признаков, являющихся основой идентификации исполнителя по текстам, выполненным с подражанием печатному шрифту, составляют признаки обычного почерка конкретного лица, которые в силу их устойчивости проявились в «печатном» тексте. Эти признаки обычного почерка человека, свойственные его скорописи и сохранившиеся, помимо воли пишущего, в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, именуются «элементами скорописи».
Как показало обобщение экспертной практики элементы скорописи преимущественно проявляются в частях букв, выполненных округлыми движениями.
Признаки почерка, свойственные определенному лицу при выполнении текстов в процессе скорописи, наиболее часто проявляются в рукописях, выполненных с подражанием печатному шрифту, в буквах, которые по своему строению близки к скорописным или прописным, например: о, р, й, з, к, н, с, у, ф, х, ш, щ, э, ю. Наименьшее проявление элементов скорописи наблюдается в буквах, различных по строению, например:
Элементы скорописи могут проявляться в любых письменных знаках печатной формы независимо от степени сложности их строения. Признаки скорописного почерка в большинстве случаев проявляются, во-первых, в отдельных частях письменных знаков, сходных по начертанию со скорописными; во-вторых, в частях знаков, которые не входят конструктивно в строение буквы, поэтому при их выполнении за движениями руки нет надлежащего контроля /например, знак краткости над «й», подстрочные и надстрочные штрихи над буквами «т» и «ш», знаки препинания/.
Комплекс букв, в которых проявляются элементы скорописи, может, быть определен для каждого конкретного лица. Он является устойчивым и может считаться самостоятельным признаком, используемым в процессе сравнительного исследования.
Так, при обобщении экспериментального материала установлено, что элементы скорописи в виде признака почерка «направление движений при написании отдельных букв» проявились у одного лица при написании им букв: «Ж», «Я», /»Ц», «Щ», у другого — при написании букв «й», «О», «Я»; элементы скорописи в виде признака «способ начала и окончания букв и их частей» проявились у одного лица при написании им букв «й», «Г», у другого — букв «с», «О», «Л».
При сохранении элементов скорописи в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, сравнение производят с образцами почерка скорописного, с учетом фактора сознательного изменения общего строения письменного знака.
В связи с тем, что наличие в исследуемых «печатных» текстах элементов скорописи существенно влияет на идентификацию исполнителя, следует подробно рассмотреть условия, влияющие на проявление признаков обычного почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту.
При выяснении вопроса о сохранении признаков обычного почерка человека, в случаях выполнения им текстов с подражанием печатному шрифту, необходимо остановиться на условиях исполнения таких текстов, то есть на условиях, влияющих на возможность сохранения /проявления в рукописях/ этих признаков.
Такими условиями являются: во-первых, темп исполнения рукописи с подражанием печатное шрифту, во-вторых, степень овладения письмом с подражанием печатному шрифту.
Установлено, что степень проявления элементов скорописи находится в прямой зависимости от темпа, в котором выполняется рукопись.
Привычный темп исполнения текстов скорописью является более быстрым, чем при выполнении того же текста с подражанием печатному шрифту. Это объясняется тем, что строение букв скорописных приспособлено для беглого автоматизированного письма.
В случае, если человек пишет с подражанием печатному шрифту замедленно, он, сознательно изменяя общее строение письменных знаков, в состоянии контролировать свои движения при выполнении отдельных букв.
Сознательный контроль за движениями, которыми выполняются письменные знаки с подражанием печатному шрифту, оказывает огромное влияние на возможность идентификации лица по рукописным текстам. Человек, следя за своими движениями при выполнении букв, не допускает проявления привычных для него движений. Строгий контроль за движениями при письме проявляется обычно в выдержанности принятых при письме печатных форм букв, на протяжении всей рукописи.
Практика показывает, что контроль обычно ослабевает в результате утомления или убыстрения темпа.
При утомлении пишущий начинает воспроизводить знаки движениями, на которые затрачивается меньше энергии, то есть он возвращается к привычным движениям, что ведет к проявлению признаков, присущих обычному неизмененному почерку данного лица — элементов скорописи.
При убыстрении темпа, переходя к привычному темпу письма с подражанием печатному шрифту, человек частично утрачивает возможность сознательного контроля, и поэтому в рукописи проявляются элементы обычного почерка. Навык одерживает верх над сознательным контролем. Вот почему в буквах и их элементах начинают проявляться особенности отдельных движений, свойственных данному лицу при письме скорописью в виде определенных признаков почерка, используемых в процессе идентификации.
В случаях превышения привычного темпа при выполнении текстов с подражанием печатному шрифту в рукописи наблюдаются более значительные изменения:
— появляются элементы букв, выполненные округлыми движениями, характерными для скорописи;
— встречаются соединенные элементы в буквам, в некоторых случаях соединяются даже буквы в отдельных словах, что является результатом выполнения букв и их частей в один прием без отрыва пишущего прибора от бумаги;
— появляются неточные соединения элементов в отдельных буквах в тех случаях, когда при убыстрении темпа пишущий все же сохраняет определенную конфигурацию букв с подражанием печатному шрифту;
— наблюдается утрата некоторых деталей письменных знаков, выполненных с подражанием печатному шрифту;
— наблюдается замена букв сложной конструкции буквами более простого строение.
Вторым условием, влияющим на проявление признаков обычного почерка в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, является степень овладения письмом с подражанием печатному шрифту.
Она зависит от способности пишущего, тренировки и вида подражания. Чем выше степень овладения письмом с подражанием печатному шрифту, тем точнее воспроизводятся формы печатных знаков, тем меньше возможностей для проявления элементов скорописи.
На проявление в текстах, выполненных с подражанием печатному шрифту, признаков почерка, свойственных скорописи определенного лица, влияет также устойчивость самих признаков почерка.
Доказано, что самые устойчивые двигательные навыки, выраженные в отдельных частных признаках почерка, проявляются во всех рукописных текстах этого лица независимо от принятого им способа искажения собственного почерка.