Проведения судебной экспертизы в Украине. На сегодняшний день досудебное расследование в уголовном занимает важное значение и включает в себя соответственно несколько этапов.
Безусловно важным и необходимым для беспристрастного заключения во многих расследованиях судебная экспертиза.
В Украине ее деятельность регулируется Законом Украины «О судебной экспертизе » от 25.02.1994 года.
И хотя этот закон действует уже более двадцати лет в нем содержатся положения, по мнению многих экспертов значительно тормозят развитие судебной экспертизы в Украине.
Основная идея закона заключается в том, чтобы регламентировать порядок подготовки и аттестации лиц желающих получить статус судебного эксперта.
То есть для экспертного выражения мнения лице недостаточно быть специалистом в определенной сфере, она еще должна подтвердить свою квалификацию и получить статус судебного эксперта.
Такая ситуация несколько усложняет деятельность на развитие судебной экспертизы.
Во-первых, сфера человеческой жизнедеятельности является такой широкой, что практически невозможно предсказать в какой именно области знаний может понадобиться специалист, который бы помог суда решить тот или иной вопрос, требующий специального познания.
Даже оставлена законодателем лазейка, позволявшая ранее суд прибегать к услугам не аттестованного эксперта в свете последней редакции Закона Украины «О судебной экспертизе» также блокируется. Так как часть 3 статьи 7 этого закона закрепляет требование обязательной аттестации и регистрации используемых при проведении экспертизы методик.
Таким образом, даже привлечение судом уникального в своей области, но не зарегистрированного, эксперта ставят под сомнение его выводы в силу того, что использованные методики должны быть сначала аттестованы и зарегистрированы в соответствующем реестре методик.
Во-вторых, фактически оказались заблокированными исследования по транспортной трасологиии, проведенные экспертами по запросу заинтересованных лиц, и прежде всего, страховых компаний.
Учитывая постоянно растущей загруженности институтов судебных экспертиз, такие исследования все чаще в последнее время проводили негосударственные экспертные организации.
При этом, из-за отказа Министерства Юстиции аттестовать по этой специальности экспертов негосударственных структур, только использование институтских специалистов позволяло каким образом удовлетворять растущий спрос на такие исследования.
Это далеко не все спорные аспекты ЗУ «О судебной экспертизе», вызывающих значительные трудности в уголовном процессе. Эта проблема требует профессионального решения, которое возможно получить путем обращения к опыту определенных западных стран.
Например, в одной из стран Европейского Союза подобного закона нет вообще. В Германии судебным становится эксперт, приведенный судом к присяге.
При этом, каждая из сторон процесса (как уголовного, так и гражданского) может самостоятельно провести по делу необходимую экспертизу, а конкуренция нескольких экспертиз — достаточно обычным для судебной практики Германии делом.
Для удобства суд может, конечно же, воспользоваться одним из отраслевых реестров, в котором представлена информация о лицах, обладающих специальными знаниями (например, реестр торгово-промышленной ремесленной палат).
Однако, сам факт нахождения в этом реестре не дает никаких преимуществ перед специалистами, которые в нем не указаны.
В Украине есть масса общественных организаций и различных ассоциаций, объединяющих специалистов той или иной области (например, оценщиков, аварийных комиссаров, аудиторов и т.д.), которые по могут давать суду свои выводы по вопросам, требующим специальных знаний.
Как результат действия ЗУ «О судебной экспертизе» законная судебно-экспертная деятельность во многом зашла в тупик, что приводит к нарушению процессуальных сроков и застоя в развитии судебной экспертизы в Украине.
[…] Судебная экспертиза Киев Украина […]