Судебно-почерковедческая экспертиза. Понятием «задача» оперируют многие специалисты: психологи, математики, криминалисты.
Основными элементами задачи являются: цель, которая сформулированная в вопросе и условия, т.е. данные, конкретизирующие задачу вид рукописи, ее объем, особенности сравнительного материала, сведения о предполагаемых исполнителях и т.д. От правильного определения задачи зависит истинность и достоверность ее решения.
Цель — как составляющая задачи непосредственно связана с заданием, поставленным перед экспертом следователем или судом. Процесс решения задачи экспертизы сложен. Он состоит из цепочки решений промежуточных задач отдельных этапов и стадии, в целом подчиненных принципу. Решение таких задач постепенно углубляет знания эксперта и последовательно приближает его к конечной цели — к решению задачи экспертизы.
В каждой из подзадач можно выделить свои промежуточные цели.
Так, в задачах основных этапов различаются следующие цели:
— выдвижение версий и планирование проведения исследования;
— установление условий выполнения исследуемой рукописи;
— установление общности или различия, групповой принадлежности исполнителя рукописи и предполагаемого исполнителя к группе лиц, определенной в зависимости от пола, возраста;
— установление конкретного исполнителя или исключение предполагаемого исполнителя исследуемой рукописи.
Аналогично могут быть определены цели стадий и их элементарных звеньев.
Однако задачу экспертизы следует отличать от подзадач, или задач этапов, стадий экспертного исследования. Каждая из такого рода оперативных целей подчинена общей, конечной цели экспертизы, сформулированной в задании и принятой экспертом.
Из условий, относящихся к объекту исследования, существенными в методическом плане являются следующие:
— вид рукописи — текст (буквенный или цифровой), подпись;
— объем почеркового материала, содержащегося в исследуемой рукописи (большой, средний и малый; подпись: обычная и краткая);
— свойства почерка (или почерковые характеристики), которым выполнен исследуемый объект.
Особенно важны:
- степени выработанности,
- строение,
- вариационностъ почерка,
- транскрипция;
- условия выполнения исследуемого объекта: обычные и необычные.
Наиболее распространена классификация задач по цели:
- идентификационные,
- классификационные,
- диагностические.
Судебно-почерковедческая экспертиза и ее идентификационные цели предполагают установление, индивидуально-конкретного тождества исполнителя рукописи. Непосредственным объектом идентификационных исследований является почерк как носитель индивидуальной системы свойств, подписи.
На решение эксперта может быть поставлен вопрос о том, одним ли лицом выполнены оба текста?
Причем первый документ используется в качестве образца почерка обвиняемого.
В следственной и судебной практике нередко встречаются случаи, когда в доказательство факта займа представляются расписки. В результате предъявления таких расписок ответчиком или обвиняемым, устанавливается, что подписи на расписках выполнены теми же лицами, от имени которых они значатся, а сам текст расписок или его часть, дописанная к тексту (например, сумма прописью, отдельные цифры), по их показаниям, выполнены не ими.
Вопрос о выполнении нескольких текстов или подписей одним лицом может быть поставлен и в том случае, когда следователю (при отсутствии подозреваемого лица) необходимо установить, что одно лицо является исполнителем всех текстов анонимных писем или подписей от имени вымышленных лиц. Следователь или суд, назначая экспертизу почерка, в подобных случаях может поставить на разрешение эксперта вопрос:
«Выполнены ли представленные на исследование тексты одним липом или разными лицами?»
Для обеспечения проведения идентификационного сравнительного исследования, следователем или судом должны быть представлены материалы, обеспечивающие это исследование.
Классификационные задачи в соответствии с существующими возможностями судебно-почерковедческой экспертизы имеют целью определение пола, возраста исполнителя рукописи.
Целью диагностических исследований является установление времени и условий выполнения конкретной рукописи. Понятие условий в судебном почерковедении включает: состояние пишущего, обстановку письма, установку на маскировку почерку.
Непосредственным объектом исследования здесь будет почерк в качестве носителя свойств, определяющих его способность претерпевать некоторые изменения во времени, и избирательно реагировать на «сбивающие» факторы.
Имея в виду то обстоятельство, что решение задач экспертизы тесно связано с предметом заказывания по конкретному делу, решение диагностических задач должно быть направлено на установление фактов необычного характера.
Это достигается отнесением указанных фактов к конкретному липу и интерпретацией их как конкретного периода времени, конкретного (состояния исполнителя, конкретного места, способа (механизма) выполнения документа и т.п.
Вопрос об условиях выполнения рукописей иногда приходится выяснять следователю или суду при проверке показаний обвиняемых, свидетелей или потерпевших либо в целях уточнения или оценки заключения эксперта, содержащего вывод о невозможности решения поставленной перед экспертом задачи.
Например, эксперт при исследовании подписи на расходном ордере установил совпадающие и различающиеся признаки почерка, однако ни те, ни другие не являются по его мнению, достаточным основанием для положительного или отрицательного вывода. По этой причине эксперт пришел к заключению о невозможности решения поставленной перед ним задачи.
При оценке такого вывода у следователя могут возникнуть дополнительные вопросы, касающиеся, влияния условие письма на проявление признаков подписи. Перед экспертом в подобном случае может быть поставлена задача: установить, могли появиться различающиеся признаки почерка вследствие выполнения подписи определенным лицом в неудобной позе или болезненном состоянии.
При исследовании рукописного текста с целью установления условии его написания эксперт должен выявить степень и характер изменения признаков почерка конкретного лица, в отношении которого поставлен вопрос перед экспертом.
Степень и характер изменения признаков почерка при влиянии необычных условий выполнения текста или подписи устанавливаются в результате тщательного всестороннего исследования.
Вопрос о механизме письма в измененных условиях в настоящее время разработан недостаточно. Отсутствие четко очерченных признаков, характерных для определенных условий, позволяет эксперту в большинстве случаев отвечать на поставленный перед ним вопрос только в предположительной форме о возможности исполнения рукописи в определенных условиях или исключения их влияния.
Установление факта выполнения рукописи в необычном состоянии (болезнь, утомление, опьянение и т.д.). В экспертной практике в качестве самостоятельной задачи встречается редко. Подобные вопросы ставятся в случаях, когда необходимо проверить какие-либо обстоятельства дела.
Нередко такое задание ставится при назначении повторной экспертизы.
Если эксперт при проведении первичной экспертизы не решил вопрос, поставленный перед ним следователем или судом о конкретном исполнителе текста, вследствие большого количества различающихся признаков почерка, то следователь или суд, имея определенные данные о состоянии писавшего, может назначить повторную экспертизу, поставив на разрешение экспертов вопрос о возможностях и пределах влияния на признаки почерка определенного состояния человека.
Следователя или суд может интересовать вопрос об одновременности выполнения исследуемых записей. Например, для дела может иметь существенное значение установление того, выполнен ли весь рукописный текст накладной в одно и то же время, либо некоторые из наименований товаров были дописаны после написания основного текста. Обычно эта задача решается комплексным исследованием применением методики как почерковедческой экспертизы, так и технической экспертизы документов.
Задача определить время написания рукописного текста может возникнуть при решении вопроса о приоритете научных открытий, о давности составления завещаний и т.д.
Известны два фактора, определяющие возможность установления времени выполнения рукописи с применением методики почерковедческой экспертизы.
Первым фактором является степень сформированности или разрушения письменно-двигательного навыка определенного человека. Например, эксперт может установить, что исследуемая рукопись выполнена учащимся в период формирования письменно-двигательного навыка.
Первым наиболее распространенным случаем исследования рукописей с целью установления времени их написания является исследование рукописей лиц, страдающих каким-либо заболеванием, приводящим к разрушению письменно-двигательного навыка.
В результате исследования признаков почерка эксперт иногда может ответить на вопрос, выполнен ли текст определенным лицом до заболевания или после болезни.
Установить время написания текста в период полной сформированности письменно-двигательного навыка возможно в редких случаях и только при наличии каких-то дополнительных факторов, влияющих на изменение почерка определенного лица. Такими факторами могут явиться, например, овладение человеком в определенное время письмом специальными шрифтами, письмом на иностранном языке.
Признаки вновь приобретенного навыка будут проявляться в рукописи с какого-то определенного времени и укажут исследователю на время написания текста.
Вторым фактором, дающим возможность установить время написания текста являются изменения в письменности, вводимые в определенное время в язык.
Установить время написания текста с использованием этого фактора, как правило, возможно при наличии больших интервалов во времени.
Вторым наиболее распространенным случаем определения времени написания рукописи может быть установление времени подписания завещания. Обычно следователь или суд ставят на разрешение эксперта вопрос о времени выполнении подписи на завещании в связи с имеющимся разногласием между показаниями истца и ответчика по поводу принадлежности подписи умершему. В данном случае перед экспертом стоит задача — установить, выполнена ли подпись на завещании до болезни или во время болезни. При решении этого вопроса эксперт устанавливает в исследуемой подписи признаки, свидетельствующие о влиянии на почерк болезненного состояния пишущего.
Для решения задач идентификационных могут быть поставлены следующие вопросы:
- Кем написан текст исследуемого документа?
- Кем выполнены цифровые записи?
- Кто выполнил подпись от имени определенного лица, т.е. исполнена ли она им самим или кем-то другим?
- Одним или разными лицами выполнены тексты /подписи/ в нескольких документах либо отдельные части в одном документе /например, текст, подпись, наименование товаров в накладной и дата/.
При решении диагностических задач могут быть поставлены следующие вопросы:
- Не выполнена ли рукопись намеренно измененным почерком?
- Не исполнен ли текст с подражанием почерку определенного лица?
- Не выполнена ли исследуемая рукопись в необычной обстановке /в необычной позе, при низкой температуре/?
- Не выполнена ли рукопись необычными для исполнения пишущими приборами /спичкой и т.д./?
- Не выполнена ли рукопись при необычном состоянии писавшего /в состоянии физической усталости, опьянения, возбуждения или заторможенности, в тяжелом болезненном состоянии/?
При решении классификационных задач могут быть поставлены вопросы:
- Лицом какого пола написан текст исследуемого документа?
- Каков возраст исполнителя рукописи и какова относительная давность написания?
Перечисленные задачи не идентификационного характера являются основными, но они не исчерпывают всех возможных задач такого рода.
Так, перед экспертами-почерковедами могут ставиться вопросы
— о пригодности графического материала /подписи, цифровых записей, текстов/ для идентификации исполнителя,
— о том, не выполнена ли рукопись двумя лицами одновременно,
— не являются ли почерки двух лиц сходными и т.д.
В соответствии с разработанной классификацией диагностические задачи разделены на две основные категории:
- задачи, цель которых реализуется при наличии исследуемого объекта и сравнительного материала /образцов почерка конкретного лица/ и
- задачи, предполагающие реализацию цели при наличии только исследуемого объекта.
В структуре решения диагностических задач первой категории выделены три этапа: подготовительный, идентификационный и диагностический, объединенные двумя уровнями. Вторая же категория задач характеризуется укороченной структурой диагностического процесса, исключающей возможность использования такого важного в диагностике звена, как сравнение с образцами почерка конкретного лица.
Исключение последнего не позволяет решить идентификационную подзадачу, затрудняет оценку характера выявленных диагностических признаков, выделение их в достоверные комплексы, а следовательно не позволяет довести решение диагностической задачи до конца.
Как правило, в таких ситуациях характер выводов, касающихся той или иной конкретизации необычного письма, может носить только вероятный характер.
Дифференциация условий задачи охватывает различные стороны экспертной ситуации: по объекту /вид рукописи, ее объем, почерковые характеристики/, по условиям ее выполнения /обычные, необычные/, по соотношению почерковых характеристик в исследуемом объекте и образцах /сходство или различие почерков/.
Первым основанием дифференциации условий по объекту является вид рукописи /текст буквенный, цифровой, подпись, краткая запись/, вторым — объем почерковой информации /большой, средний, малый/, из почерковых характеристик для систематизации наиболее существенны степень выработанности, строение и вариационностъ.
Условия выполнения исследуемой рукописи бывают обычные и необычные, а последние — не связанные и связанные с намеренным изменением почерка. Наиболее детальной разбивкой задач по условиям выполнения исследуемой рукописи является распределение их в зависимости от действия конкретной причины.
На основе систематизации экспертных задач по степени общности могут быть выделены задачи типовые, групповые, конкретные.
По степени сложности экспертные задачи могут быть систематизированы на простые, средней сложности, сложные и максимально сложные.
Показателем степени сложности является количество выдвигаемых версий, степень их вероятности и соответствия действительности.
По частоте встречаемости в экспертной практике задачи могут быть разделены на типичные /часто или относительно часто встречающиеся/ и специфические /встречающиеся редко/. Например, среди задач, возникающих в отношении текстов, выполненных намеренно искаженным почерк>Ӕм, типичными окажутся, задачи, связаныше с исследованием рукописей, выполненных с подражанием буквам печатной формы, а специфичными — с исследованием текстов, выполненных левой рукой, с изменением способа держания пишущего прибора.
Кроме указанных оснований могут выделяться другие, например по возможности решения /т.е. по решаемости/.
Понятие письма и почерка.
Судебное почерковдение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством принципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта и т.д.
Однако, как и любой другой вид криминалистического исследования, судебное почерковедение имеет свою самостоятельную область знаний, специфичность которой определяется объектом исследования — почерком, связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыка письма. Никакой другой вид криминалистической экспертизы не исследует эту сторону человеческой деятельности.
Как показывает название «судебное почерковедение», данная наука прежде всего изучает почерк как объект экспертного исследования. Вместе с тем теория и практика к компетенции эксперта-почерковеда относят также исследование письменной речи.
Таким образом, объектом изучения судебного почерковедения являются как почерк, так и письменная речь, отражающие разные стороны письма.
В связи с этим рассмотрим понятия письма, письменной речи и почерка.
Как известно, письмо — исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом понимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.
Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного /пиктографического/ письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое, плавное и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи называют скорописью.
Термин письмо имеет различные оттенки значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности /например «иероглифическое письмо»/, почтовое отправление и др.
В криминалистике под письмом, как уже отмечалось, принято понимать объект исследования, включающий:
- письменную речь;
- почерк.
Письменная речь охватывает собой языковые средства выражения мысли. Почерк — письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова.
Письменная речь как объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики /морфологии, синтаксиса/ и литературы, различных стилей изложения, профессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, ‘ если документ выполняется на другом языке, заболевание центральной нервной системы и т.д.
Почерк — это фиксирующаяся в, рукописи, характерная для каждого пишущего и основания на его письменно-двигательном навыке, система движений и иных приемов, с помощью которых выполняется рукопись.
Несмотря на многообразие определений почерка в криминалистической литературе, основу большинства из них составляет представление о почерке как о фиксирующейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений.
Система движений, с помощью которой при письме воспроизводятся письменные знаки, образующие рукопись, — это сложенная, стройная система, элементы которой строго согласованы. Кроме того, в почерке имеются такие элементы, которые не исчерпываются системой движений, например, выбор определенного варианта почерка для конкретного случая, если пишущий владеет несколькими вариантами; пространственная ориентация на листе бумаги даты, фрагментов текста, подписи и т.п.
Указанный выбор непосредственно не связан с деятельностью двигательного аппарата письма. Некоторые особенности в размещении, как правило, обеспечивающиеся отдельными крупными движениями или их комплексом /размещение подписи, фрагментов текста/, отражают навыки зрительной ориентации пишущего. Такие движения больше, чем другие, связаны с работой зрительного анализатора, в частности с особенностями глазомера пишущего.
Поэтому особенности пространственной ориентации указанных крупных движений или их комплекса неправильно было бы считать только особенностями системы движений пишущего, хотя именно с помощью последней они реализуются. Здесь, по-видимому, больше проявляются иные стороны навыка письма.
Понятие почерка должно охватывать все стороны письменно-двигательного навыка, связанные с техникой письма. Основное же содержание этого навыка составляет система движений пишущего.
Почерк, как объект судебно-почерковедческой экспертизы, обладает определенными свойствами. Устойчивость и индивидуальность почерка являются теми его свойствами, благодаря которым возможно решение задач, ставящихся перед экспертом /установление исполнителя рукописи и др./.
Краткий исторический очерк развития и современное состояние судебно-почерковедческой экспертизы.
Попытку решить вопрос об исполнителе какой-либо рукописи предпринимались с давних пор. В прошлом на протяжении многих лет в случае судебных споров об исполнителе того или иного документа, например, купчей крепости, завещания и т.д. заключения экспертов каллиграфов основывались на внешней стороне почерка, т.е. форме исполнения отдельных букв, их соединения между собой и т.д.
В качестве экспертов при производстве каллиграфических экспертиз в древности выступали дьяки и подьячие, дети боярские и т.д., позднее — учителя чистописания, секретари и письмоводители присутственных мест, граверы, литографы и пр.
Исторические документы сохранили сведения об одной из первых таких экспертиз, произведенной в России в начале 171 в. Князья Даниил и Давид Кемские купили у князя Федора Кемского «вотчину Кодобое и сельцо Гридинское с деревнями».
О продаже, как принято было в то время, составили купчую грамоту, призванную служить доказательством совершенной сделки. После смерти Федора Кемского, его жева княгиня. Анна Кемская оспорила совершение сделки, заявив, что купчая грамота является подложной и отказалась передать вотчину. Обе стороны представили документы, составленные собственноручно Федором Кемским.
Судьи приняли решение о необходимости проведения экспертизы почерков. Дьяки, проводившие экспертизу сказали, что купчая и представленные обеими сторонами документы выполнены одной рукой. По такому заключению вотчину присудили князьям Кеммким, а княгиню Анну обвинили.
Экспертиза производилась в 1508 г., т.е. почти пять столетий назад. Но уже в то далекое время в основу исследования положен был сравнительный метод, изучению подвергались не только оспариваемая купчая грамота, но и документы, которые в наши дни мы назвали бы свободными образцами почерка Федора Кемского.
В другой экспертизе, производившейся в 1686 г. по делу о подметном письме, изобличавшем подьячего Верхотурской приказной избы Ивана Пермякова в злоупотреблениях, применялся тот же сравнительный метод, но в числе исследуемых документов фигурировало уже «письмо для примеру», которое сегодня мы назвали бы экспериментальным образцом почерка Маслова, обвинявшегося в исполнении подметного письма.
Так закладывались основы методики экспертного исследования почерков, начиналось формирование каллиграфической экспертизы.
Каллиграфия, и тем более правописание играют известную роль при сличении почерков. Изучение приемов выработки почерка, способов начертания букв и знаков, знание правил правописания и т.д. составляют часть того фундамента, на котором строится сличение.
Однако подобных знаний для научной экспертизы далеко не достаточно, но и такими знаниями эксперты-каллиграфы в большинстве случаев не обладали.
Отсутствие научной основы лишало каллиграфическую экспертизу убедительности. Научным авторитетом она не пользовалась ни у практических работников ни у среди ученых.
Не владея научной методикой исследования, эксперты-каллиграфы не могли вследствие этого научно основывать свои выводы. У каллиграфической экспертизы были отдельные удачи, но значительно больше было неудач. Несмотря на сказанное, она господствовала в течение многих столетий.
В последней четверти XIX века появилось новое направление в судебном почерковедении, получившее название приметоописателъного. Французский криминалист Бертилъон применил к почерковедческим исследованиям свой метод «словестного портрета», разработанный им для идентификации личности по чертам внешности.
Этот метод основывался на использовании комплекса признаков, характеризующих положение отдельных частей тела человека, их величину, форму и индивидуальные особенности.
Аналогичный метод Бертилъон применил и к исследованию почерка, выделив в нем такие элементы, которые по его наблюдениям должны считаться типовыми.
Применявшаяся Бертильоном техника экспертного исследования сводилась к следующему. Вначале он изучал наклон букв, расположение строк, их размер и другие признаки, позволяющие судить об общем характере почерка предполагаемого исполнителя. Затем приступал к исследованию деталей на увеличенных фотоснимках слов и букв при помощи лупы или микроскопа.
Приметоописателъное направление в судебном почерковедении было шагом вперед по сравнению с направлением каллиграфическим. Хотя основой в нем, как и при каллиграфической экспертизе, оставалась внешняя сторона почерка, выражающаяся в особенностях строения букв и других графических знаков, исследование почерка стало теперь опираться не на данные почерковедческого впечатления каллиграфов, а на признаки, которые хотя и не явились строго научными, но содержали в себе элементы получившие в дальнейшем определенное значение для выработки подлинно научного метода судебного почерковедения.
Приметоописательное направление получило в России широкое распространение и признание. Этому способствовало то обстоятельство, что многие эксперты принадлежали к ученикам профессора Рейсса, который являлся убежденным сторонником и активным пропагандистом рассматриваемого направления.
Графометрическое направление в почерковедении возникло во время расцвета приметоописательного метода, в начале века. Оно являлось одной из попыток отыскания объективных способов исследования почерка. Э.Локар утверждал, что создатель приметоописательного метода Бертильон «сделал ту дорого оплаченную ошибку, что не распространил на графизм методы анализа и измерения… Ввести понятие величины в экспертизу письменных документов, — указывал он, — это значит поставить ее на путь научного исследования, требующего перехода от качественного к количественному».
В Украине внесение элементов измерения в исследование почерка впервые было осуществлено в Киевском кабинете научно-судебной экспертизы, возглавляемом С.М. Потаповым.
Современный этап развития судебного почерковедения характеризуется интенсивными поисками новых подходов, методов и средств, способных повысить эффективность традиционной методики исследования почерка.
Благодаря развитию теории и практики судебного почерковедения, внедрению в судебно-почерковедческую экспертизу современных методов теории вероятностей и математической статистики, расширились возможности почерковедческой экспертизы. Эксперты получили научно-обоснованные рекомендации по исследованию сложных почерковых объектов, повысилась категоричность и достоверность выводов экспертов.
Методы математического моделирования дают возможность изучать почерк комплексно: не только с качественной, но и с количественной стороны. Именно такой подход позволяет изучить объект глубоко и всесторонне, а поэтому является наиболее оптимальным.
При решении судебно-почерковедческих задач апробированы и внедрении в практику методики, основанные на применении количественных методов /Методика вероятностно-статистической оценки совпадений признаков почерка с учетом его групповой принадлежности, установление пола и возраста исполнителя, координатно-графический метод и т.д../.
Методика исследования текстов большого и среднего объема обеспечивает довольно надежное решение идентификационных текстов. В отношении же почерковых объектов малого объема эти возможности существенно ограничены.
В настоящее время малообъемные почерковые реализации явились предметом целого ряда разработок, в том числе связанных с применением математических методов /ДИА/.
Продолжаются исследования путей совершенствования деятельности эксперта-почерковеда, как сложнейшего психофизиологического и мыслительного процесса.
Экспертная деятельность имеет ряд особенностей, обусловленных структурой объектов, являющихся предметом исследования, постановкой решаемых задач, которые носят мыслительный творческий характер.
Ведутся экспериментальные исследования по определению возможности установления зависимости между признаками почерка и свойствами личности. Изучение свойств личности по почерку существенно в тех случаях, когда возможности непосредственного исследования личности ограничены или невозможны, когда некоторые параметры личности с большей надежностью могут быть определены именно по почерку и дают возможность судить о проявлении их в момент совершения деяния, если, например, выполнение рукописи конкретным лицом связано с расследуемым событием.
В настоящее время в криминалистической литературе утвердилась точка зрения на экспертное исследование как на процесс решения профессиональной задачи, структуру и содержание которого определяет методика соответствующего рода и вида экспертизы.
В методике судебно-почерковедческой экспертизы наиболее изученными являются положения общей методики об этапах исследования общих и частных признаков, Много сделано криминалистами и в отношении такого ответственного этапа экспертного исследования, как оценка. В тоже время в общей методике по существу отсутствуют положения, касающиеся анализа исходных данных и выдвижения на этой основе экспертных версий. Тем не менее исходя из них, возможно в самом начале исследования определить конкретную задачу.
Разработанные модельные методы исследования почерка ситуативны, т.е. рассчитаны на определенные условия их применения и требуют «вписывания» в целостную процедуру решения.
Общая методика не регламентирует детально действий эксперта и их последовательности, поэтому лишь приближенно характеризует реальный процесс экспертного исследования.
[…] предлагается следующее определение подписи: «Подпись — это графическое начертание, обозначающее […]
Таким образом, основными задачами судебно-экспертного исследования почерка являются установление исполнителя либо установление свойств и состояний исполнителя. В соответствии с этими целями при решении идентификационных задач почерковедческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы.